Веды различают ум (манас) и разум (буддхи). 

Веды различают ум (манас) и разум (буддхи)

Основная функция ума — принятие (санкалпа) и отвержение (викалпа). Работу ума сопровождают сомнения, желание, память и прочие свойства. Задача же разума состоит в различении истинного от ложного, определении, что следует делать, а что нет.
 
"Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, — писал Толстой Меньшикову, — разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу. Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум. В этом главная деятельность разума: — уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души". 
Бхагавад-гита рисует иерархическую картину: "Чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа еще выше, чем разум". 

Ум — это очень точный инструмент, тонкая субстанция и требует особого внимания. 
В шастрах описано, что ум находится в области сердца. Он управляет нашей тонкой физиологией и нервной системой. Ум распространяет свою энергию по всему телу — в каждый кончик пальца, волосы, в каждую клеточку организма… Ум может распространяться ещё и на одежду, на предметы, на свою квартиру или дом, на целую страну, на целый мир и так далее. Чем сильнее у человека ум, тем сильнее его способность проникать в пространстве. 
Ум движется вместе с нашим сознанием. Т.е. ум — это своего рода тонкая биологическая машина, с помощью которого душа может действовать. 
Движение ума определяет движение тела. 
Ум всегда действует хаотично, у него нет направленного действия. Ум действует в разные стороны. И человек, который не может контролировать свой ум приходит к потере времени, к расстройству психики и т.д. 
Итак, когда человек очень сильно хочет пить и он заходит в жаркую погоду в магазин, где стоит минеральная вода, его ум будет видеть и искать только воду. Но, как только человек напился, ум успокоился, человек начинает замечать, что кроме воды есть еще другие соки, какие-то другие товары появляются. 
Если чувства находятся хаотическом состоянии, то ум тоже находится в хаосе. Если ум в хаосе, то чувства в хаосе. 

Разум гораздо сложнее ума. В разуме лежит наша концепция существования, наша идея жить на этой земле. 
И ведах говорится, что он может пребывать в двух различных состояниях. 
Первое состояние — материальный мирской разум (буддхи). Мирской разум ставит для себя задачу провести живое существо через все соблазны и препятствия к его предназначению (конечной цели) или смыслу жизни. В материальном мире смыслом всегда были и остаются: семья, чувственные удовольствия, здоровье, материальное благополучие, уважение других, власть и слава. 
Второе состояние — надмирской разум (дивья буддхи) ставит перед собой задачу привести нас к подлинной реальности (мир сверхсознания) к миру простирающемуся за гранью чувственного опыта. Одна из его уникальных особенностей это способность анализировать себя не опираясь на ум и чувства, задаваясь целями вне времени и пространства. Это способность размышлять и убеждаться, в том, что открывающееся перед ним по средствам откровений или духовных переживаний действительно существует. Он ищет Истину по ту сторону иллюзии отделяя вечное от временного. 

Разум стоит над чувствами и умом, анализируя окружающую среду и мир нашего опыта. Он определяет, что полезно, а что вредно для живого существа в контексте идеи достижения этих целей. Ум, получая информацию от органов чувств, тянется к приятному объекту, но разум может остановить его, если этот объект представляет какую-то опасность для живого существа или не соответствует разумным целям.

Понравился материал? Поделитесь с друзьями: