Образование от слова Образ

Если мы заглянем в современные справочные издания, информационные ресурсы типа Википедии, а также в словари, то обнаружим, что зачастую трактовка термина «образование» сводится к профессиональному обучению человека, усвоению им багажа знаний и навыков. Употребляется также словосочетание «передача ценностей», однако, как правило, на нём внимание не акцентируется.

Вот для примера часть статьи «Образование» из Википедии:

Иерархичность обучения как вид природосообразного подхода…..

Иерархия (в области научной, инженерной и т. п. карьеры) упрощённо выглядит следующим образом:

начальное образование;

неполное среднее образование;

полное среднее образование;

среднее профессиональное образование;

бакалавриат высшего образования;

магистратура;

аспирантура (ординатура, адьюнктура) (при соискании учёной степени кандидата наук),

докторантура (при соискании учёной степени доктора наук).

дальнейшее профессиональное совершенствование

— конец цитаты.

Как мы видим, в предлагаемой иерархии образование, в целом, описывается как профессиональное обучение.

Критерий образованности по этой шкале — профессионализм, а не качества характера. Если довести подобный подход до крайности, а вернее, до логического завершения, получится, что образованный негодяй для общества важнее, чем не столь образованный порядочный человек. Таким образом, в большей или меньшей степени, в «научном» описании образованности существует подмена критериев качества и успешности.

В то же время само слово «образование» корнем своим имеет слово «образ» (также это очевидно связано с понятием «образец для подражения»). Несомненно, образование и воспитание подрастающего поколения во все времена связано с образами героев, на которых подрастающему поколению предлагается походить. Герой — прежде всего, носитель нравственных качеств, свойств характера.

Герои становятся нравственным эталоном для многих поколений людей. Если эталон возвышенный, то подрастающее поколение будет обладать подобными качествами. Герой всегда должен быть впереди общества в целом по нравственным характеристикам, тогда у людей будет высокий эталон, «высокая планка».

В этой связи интересно проанализировать нравственные  эталоны (образы и образцы для подражания) в разных культурах.

Христианская, исламская, ведическая, буддистская традиции дали много разных эталонов для подражания, суть которых можно обобщить общеизвестными нравственными категориями: милосердие, чистота, доброта, аскетизм, щедрость, целомудрие, смирение, верность, отвага, самоотверженность, правдивость, бескорыстие…

Если мы посмотрим на подход к этой теме в некоторых традиционных культурах, то без труда заметим, что у многих народов даже отрицательные персонажи по некоторым характеристикам были достойны подражания, не говоря уже о положительных героях.

Например, в русских сказках даже Баба Яга и Кащей не были абсолютными персонификациями зла. Они порой могли быть снисходительными, терпеливыми, заботливыми, выполнять обещания, рассказывать главному герою, как их победить и так далее.

В «Махабхарате», древнем индийском эпосе, отрицательные герои — Дурьодхана, Шакуни — обладали знанием священных писаний, следовали кодексу воинов, зачастую были мудры и великодушны к своим рядовым подданным (положительные персонажи этого эпоса стали образцом для подражания сотен поколений).

На этих двух примерах можно видеть, что в традиционной культуре даже отрицательные герои могли учить чему-то хорошему, при этом играя роль антиподов добродетели и оттеняя её, чтобы положительные качества главных героев могли засиять в полную силу. В противоположность этому во многих образчиках современной «западной» культуры образы даже положительных героев весьма усреднены по нравственной шкале.

Большинство главных героев американских фильмов, как правило, страдают от какой-либо зависимости (алкогольной, табачной, сексуальной), бывают неоправданно жестокими к врагу (естественно, ради победы справедливости). Часто (чтобы искусство было ближе к народу) героем делается «середнячок», человек с патологиями, психическими отклонениями, дурными привычками или вообще какой-нибудь Шрэк (в переводе с некоторых европейских языков «Ужас», в общем, Страшилище).

Конечно, чтобы герой воспринимался не совсем тупым и вызывал сострадание и положительные эмоции, он помещается в сложные ситуации, переживает личную драму, конфликт с «мировым злом», мстит обидчикам и похитителям его возлюбленной, при этом по ходу действий он невзначай нарушает все нравственные заповеди и духовные постулаты, но по замыслу создателей подобной продукции мы готовы простить ему это, ведь «на войне как на войне».

К чему это приводит?

Если герой (образец для подражания) обладает подобными качествами, то уровень воспитанности и подлинной образованности населения будет ещё ниже. Таков несложный механизм управления сознанием населения. Последние пятьдесят лет очень ярко показали, что в странах, становившихся импортёрами американского кинематографа, уровень нравственности резко деградировал. Эксперты стран юго-восточной Азии отмечают, что 30 лет господства американского кинематографа сделали с нравами то, чего не могли сделать столетия иностранных завоеваний. Оружие искусства оказалось более эффективным, чем сабли, пулемёты и пушки.

Те же самые процессы происходят в музыке и песенной культуре. Музыка и песни формируют в разуме человека тонкие образы.

Тихон Шевкунов, один из известных христианских проповедников, в одной из бесед привёл простой и очень яркий пример формирования положительного образа через песню. Известный хит советского времени «Огней так много золотых на улицах Саратова» поначалу рисует обыденную картинку любовного треугольника. Девушка любит женатого парня. Однако финал песни становится ярким положительным образцом для подражания. «С любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться». Таков нравственный выбор героини. Люди, которые поют подобные песни, вольно или невольно перенимают этот выбор: пожертвовать своим личным наслаждением для счастья ближнего, другой семьи. Песня построена на духовных принципах и незаметно возвышает сознание до добродетели.

В противоположность этому многие песни формируют эгоистические, безнравственные модели поведения. «Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой», — поёт гламурным голосом персонаж известного мюзикла, и слушатель, вторя красивой мелодии, невольно становится соучастником этой модели мышления и поведения.

Важно также то, что формирование образов происходит независимо от того, понимаем мы вербальную часть послания или нет. Песня может быть спета на другом языке, однако формирование образа происходит в тонких структурах психики, которые выше вербального плана.

Это доказано многочисленными экспериментами, и совсем не случайно спецслужбы СССР занимались фильтрацией музыкальных потоков из-за рубежа. Несомненно, звуковые и визуальные образы могут сформировать в человеке ценности, которые способны разрушить государство. Как говорил Конфуций: «Разрушение всякого государства начинается именно с разрушения его музыки».

В качестве вывода скажу, что тема информационной войны, столь популярная в последнее время, заставляет задуматься о том, что базовые научные знания, связанные с этой тематикой, нуждаются в широком распространении. Образованием занимается каждый человек. Все мы воспитываем, по крайней мере, самих себя, а также своих детей. Необходимо системно развивать в обществе формирование позитивных нравственных образов, возрождать на научной основе национальную героику, а также положительные образы традиционных эпосов других народов.

Духовная основа жизни общества — главнейший приоритет, который стоит выше экономического и военного факторов жизни и определяет стратегический, долговременный успех и процветание многих поколений наших потомков.

 

Источник: veda-journal.ru

Понравился материал? Поделитесь с друзьями: